История вегетарианства в России

Зарождение вегетарианства в дореволюционной России

В России вегетарианство появилось примерно в 1860–е гг., тогда же в Петербурге впервые появилось первое вегетарианское общество под шуточным названием: “Ни рыба, ни мясо”. В начале XX века его возглавлял хирург Александр Петрович Зеленков. А в 1913 году его супруга Ольга Константиновна Зеленкова, выпустила первую вегетарианскую поваренную книгу с названием «Я никого не ем» (читать книгу). В ней приводятся рецепты блюд вегетарианской кухни (салаты, первые, вторые, десертные блюда, напитки, соусы, изделия из теста). Отдельный раздел посвящен домашним заготовкам. Даются полезные советы.

Лев Толстой внес особый вклад в развитие вегетарианства в России. Его книга “Первая ступень (читать книгу), которая вышла в печать в 1892 г. вызвала огромный резонанс, став своего рода “библией вегетарианства”. Период с момента появления толстовского сочинения до начала Первой мировой войны был временем самого активного распространения вегетарианского образа жизни в России.

В 1894 г. в Петербурге было лишь одно заведение, предлагающее домашние вегетарианские обеды. 16 февраля 1896 г. в Москве по случаю открытия новой частной вегетарианской столовой состоялось «Собрание у Мо—ода», которое считается первой попыткой основания вегетарианской организации в старой столице. 1 декабря 1901 г. в Петербурге при содействии врачей (А. П. Зеленков) и профессоров (А. И. Воейков) было основано первое русское объединение вегетарианцев – «Санкт—Петербургское вегетарианское общество» (в дальнейшем СПб. ВО—во). Это общество имело ярко выраженное научное направление. Итогом его работы стало издание библиографии вегетарианской литературы, основание вегетарианской библиотеки и выработка проекта устава, который был утвержден 21 октября 1901 г. Министерством внутренних дел и который лег в основу уставов практически всех локальных вегетарианских обществ, основанных позже в период до Октябрьской революции.

Вплоть до начала Первой мировой войны Петербургское общество вело очень активную деятельность, несмотря на то, что по своей численности оно во многом уступало вегетарианским объединениям в Западной Европе. Число вегетарианских столовых постепенно росло; к началу 1903 г. в России их было семь 10. В начале 1904 г. в одной Москве было зарегистрировано 4 вегетарианских заведения 11. 13 октября 1909 г. в Москве была открыта первая «официальная» вегетарианская столовая, которой управляло МВО—во. За оставшиеся месяцы 1909 г. заведение посетили 11 000 человек. В 1912 г. число посетителей достигло 340 000, в 1913 г. – 500 000, а в 1914 г. – 643 000. В той же Москве в 1911 г. была открыта «Первая народная вегетарианская столовая», предлагающая недорогие обеды (от 12 до 15 коп.) из двух блюд.

15 января 1909 г. в Кишиневе вышел первый номер журнала «Вегетарианское обозрение» с подзаголовком «Единственный вегетарианский журнал в России».

Во времена февральской революции 1917 г. новое правительство временно отменило смертную казнь: это дало пищу надеждам на прекращение всяческого убийства, в частности на «отмену смертной казни также и для животных».

Последователи Толстого воспользовались восемью месяцами между Февральской и Октябрьской революциями, для того чтобы опубликовать как можно больше религиозных статей Толстого. Только в 1917 и 1918 гг. в издательстве «Посредник» вышли 63 брошюры Толстого, адресованные широким массам.

В годы Первой мировой войны вегетарианские общества оборудовали кровати для военных госпиталей, а в столовых бесплатно ежедневно питались военные в запасе. Для лошадей создавались лазареты.

Подавление вегетарианства

Толстовские коммуны, практиковавшие вегетарианство, в царской России испытывавшие со стороны властей, в крайнем случае, терпимое отношение, после Февральской революции и в первые годы советского режима переживали большой подъем. Во времена НЭПа (1921–1928) и до начала коллективизации и первой пятилетки таких коммун были сотни, с различными формами организации. Общее число толстовцев на конец 1917 г. составляло, по подсчетам М. Поповского, от пяти до шести тысяч человек. Они занимались сельским хозяйством (порой очень успешно), получали первые премии на сельскохозяйственных выставках, однако позднее подверглись гонениям, – не только из—за их идеологии, но и под предлогом борьбы с кулачеством.

В итоге на вегетарианские идеи был наложен негласный запрет, а общества один за другим стали закрываться. Несколько московских активистов были осуждены на срок от 3 до 5 лет заключения в Бутырской тюрьме. Распространение вегетарианства как питания противоречило советской экономике и системе промышленного обеспечения. Даже много лет спустя, слово “вегетарианство” нельзя было найти в словарях русского языка, а в Большой советской энциклопедии 1961 года можно было встретить слова: “Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев”.

Возрождение вегетарианства в России

Таким образом, в советской России вегетарианство было практически полностью подавлено. Однако Интерес к вегетарианству, в течение долгого времени подавлявшийся, стал расти вновь с начала 1990–х. В наши дни во многих городах России, открывается все больше вегетарианских кафе, магазинов, клубов, форумов и сообществ. Это снова дает надежду на прекращение всяческого насилия и убийства.

Примечание:

Слова сыроед или вегетарианец—сыроед – существовали уже до Первой мировой войны; более поздним является обозначение натурист (ср. ВТ: натуристы, или сырое—ды). 

В «Русско—немецком словаре» Павловского (3–е изд., 1900) можно найти следующее значение, почти противоположное первому: сыроед, сыроедка: ‘der/die sich von rohem Fleisch, von rohen Fischen Nahrende’ (разумеется, взято из Даля 10).

Кроме того, до Первой мировой войны для обозначения fruitarians использовался термин «фруктоеды», более поздним является выражение фрукторианцы.

По материалам книги Петера Бранга
“Россия неизвестная: История культуры вегетарианских образов жизни с начала до наших дней”.

Добавить комментарий